О экспертизе закон

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ»О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Оглавление:

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640


Бесплатная юридическая консультация:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации


Бесплатная юридическая консультация:

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291


Бесплатная юридическая консультация:

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru//

Законодательная база экспертной деятельности

Экспертная деятельность осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.


Бесплатная юридическая консультация:

«В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона». (Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»)

Особенности назначения и проведения судебной экспертизы в рамках судебных процессов регламентируются соответствующими статьями кодексов, а также иными законодательными актами:

Источник: http://sudexpa.ru/law/

73 ФЗ о государственной судебно — экспертной деятельности в РФ

Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

Общие сведения

Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом здесь:

Бесплатная юридическая консультация:

Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности по ссылке:

Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.

Общие положения:

  • Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
  • Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
  • Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
  • Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
  • Государственные профильные учреждения;
  • Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.

Обязанности и права:

  • Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
  • Обязанности и права специалистов (экспертов);
  • Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.

Производство экспертизы:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Основания;
  • Дополнительное и повторное проведение;
  • Комиссионная судебная экспертиза;
  • Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
  • Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.

Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:

  • Условия и место проведения;
  • Добровольность и принудительность;
  • Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
  • Сроки нахождения в стационаре;
  • Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
  • Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
  • Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
  • Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.

Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:

  • Финансирование;
  • Организационное и научно-техническое обеспечение;
  • Информационная поддержка;
  • Охрана экспертных учреждений.

Заключительные положения:

  • Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
  • Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
  • Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.

Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.

Последние поправки

За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:

Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.

Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.

Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.

Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:

  • Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
  • Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
  • Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
  • Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.

Также в ст.ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.

Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.

В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.


Бесплатная юридическая консультация:

ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте по ссылке:

Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:

  • Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
  • Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
  • Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.

Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.

Текст действующей редакции закона

Чтобы ознакомиться подробнее с содержанием Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предлагаем скачать его с нашего сайта.

Источник: http://lawlinks.ru/fz-o-sudebnoj-ekspertize/


Бесплатная юридическая консультация:

О экспертизе закон

Мы — команда профессионалов в области судебной и иной экспертизы

150 сертифицированных экспертов

Есть все необходимые сертификаты и допуски

Нам доверили более 5000 экспертиз

Проводим экспертизу по всей России и зарубежом


Бесплатная юридическая консультация:

Работаем более 10 лет

Новости

Статьи

Видео

Отзывы

Приглашаем к сотрудничеству

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий


Бесплатная юридическая консультация:

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

Источник: http://ceur.ru/library/articles/sudebnaja_jekspertiza/item270140/

закон о независимой экспертизе

Закон независимая экспертиза

Посетители юридической консультации задали 2133 вопросa по теме «». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

27 августа сын совершил ДТП(Полис ОСАГО от РОСГОССТРАХА) Зацепил два автомобиля. Позвонил в страховую, те прислат аварийного инспектора отказались.

Закон о независимой экспертизе

При подготовке и проведении независимых товарных, строительных, землеустроительных, автотехнических и прочих экспертиз закон предусматривает производство экспертизы как государственными, так и негосударственными экспертными учреждениями, физическими лицами, экспертами- специалистами, обладающими достаточным уровнем компетентности и профессиональных познаний и не заинтересованными в исходе дела.


Бесплатная юридическая консультация:

Закон об экспертной деятельности

Закон о государственной судебно-экспертной деятельности определяет принципы организации, правовую основу и основные направления экспертной деятельности в Российской Федерации относительно административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Судебная экспертиза есть процессуальное действие, которое включает в себя проведение отдельных исследований и дачи определенного заключения экспертом по вопросам, которые требуют специальных знаний в определенной сфере.

Информационно-правовой портал

В целях повышения эффективности рационального использования средств федерального бюджета, средств из внебюджетных источников в рамках реализации федеральных целевых программ, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в интересах Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществления закупок товаров (работ, услуг) для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказываю:

координации деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий федеральных целевых программ, государственным заказчиком — координатором которых выступает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

по подготовке и проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в интересах Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Межрегиональный союз защиты прав страхователей

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется — независимая экспертиза) является определение таких обстоятельств как:


Бесплатная юридическая консультация:

Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства при помощи такой услуги как независимая экспертиза автомобиля является необходимостью в результате ДТП, противоправных действий третьих лиц, дефектов дорожного полотна и иных обстоятельств, где имеется лицо ответственное за причиненный ущерб.

Независимая экспертиза: что это такое

В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Точного определения термина «эксперт» в ГПК РФ не содержится, однако из общего смысла соответствующих норм можно сделать вывод, что под экспертом подразумевается гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла .

Независимый эксперт кто он?

После принятия закона об ОСАГО в правовой системе РФ появился новый вид экспертной деятельности – техническая экспертиза транспортных средств, для определения ущерба при выплатах по ОСАГО.

Чтобы стать Экспертом-техником, который сможет выступать как независимый эксперт. согласно, Федерального Закона «об ОСАГО» и постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» специалисты должны соответствовать нескольким обязательным условиям:

Эксперт-техник в отличие от Оценщика, устанавливает не только стоимость ремонта автомобиля, но и проводит исследование обстоятельств ДТП и возможности возникновения повреждений автомобиля при указанных обстоятельствах.

О компании Оценка и закон

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» благодарит независимую оценочную компанию ООО «Оценка и закон» за оперативную работу и сотрудничество в оценке транспортных средств.

Общество с ограниченной ответственностью «Диета в Перово» города Москва благодарит независимую оценучную компанию ООО «Оценка и закон» за успешное проведение оценки помещения для нашей компании.

Источник: http://studioconsult.ru/zakon-o-nezavisimoy-ekspertize-47992/

Виды экспертиз. Федеральный Закон РФ «О государственной экспертной деятельности и экспертизе в РФ», его основные положения

1. Судебно-медицинские экспертизы.

1. Экспертиза трупа.

2. Медико-криминалистические экспертизы.

3. Криминалистические экспертизы.

4. Судебно-химические экспертизы.

5. Судебно-биологические экспертизы.

6. Судебно-психиатрические экспертизы.

Государственная судебно — экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно — экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно — экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Правовой основой государственной судебно — экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон

Государственная судебно — экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно — экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно — экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также — лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно — экспертным учреждением или экспертом.

Государственными судебно — экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Понятой в уголовном процессе, его предназначение в процессе: лица, не могущие быть понятыми. Особый институт понятых при проведении

В соответствии с ст. 60 Уголовно-Процессуального кодекса РФ понятым может быть любое незаинтересованное в исходе уголовного дела лицо, которое привлекается следователем, дознавателем, прокурором для удостоверения факта следственного действия , а также содержания, хода и результатов следственного действия.

Для лиц, которые могут быть понятыми, законом установлены определенные ограничения. Так, например, не могут быть понятыми несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;

3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность

Обстоятельства, исключающие участие субъектов и участников процесса при производстве по уголовному делу.

Судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также — в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, не могут участвовать в производстве по уголовному делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.

Недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу

1. При наличии оснований для отвода, предусмотренных настоящей главой, судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

2. В случае, если лица, указанные в части первой настоящей статьи, не устранились от участия в производстве по уголовному делу, отвод им может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

Доказательственное право,

доказывание, доказательство и место теории доказывания в них. Доказательственное право- часть уголовного процессуального права представляющая собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих цель доказывания, порядок собирания, проверки, оценки доказательств и их использования для обоснования выводов по делу.

Доказывание-это урегулированный УПК деятельность компетентных на субъектов по собиранию проверки и оценки доказательств в целях установление обстоятельств подлежащих доказыванию

Доказательство –это любые сведения на основании котрых уполномоченные на то должностные лица в порядке установленном УПК установления наличия или отсутствия обстоятельств подлежащих доказыванию а так же иных доказательств имеющих значение

Виды доказательств

а) показания подозреваемого (ст. 76 УПК РФ);

б) показания обвиняемого (ст. 77 УПК РФ);

в) показания потерпевшего (ст. 78 УПК РФ);

г) показания свидетеля (ст. 79 УПК РФ);

д) заключение эксперта (ч. 1 ст. 80 УПК РФ);

е) показания эксперта (ч. 2 ст. 80 УПК РФ);

ж) заключение специалиста (ч. 3 ст. 80 УПК РФ);

з) показания специалиста (ч. 4 ст. 80 УПК РФ);

Относимость доказательств

Этосвязь полученных сведений с предметом доказывания:

а) непосредственно устанавливает главный факт;

б) устанавливает промежуточные факты;

в) устанавливает существование других доказательств;

г) характеризует условия формирования доказательств

Допустимость доказательств

Допустимость доказательств — соответствие полученных сведений требованиям процессуального закона:

а) надлежащий источник;

б) управомоченный субъект;

в) законность способа получения доказательств;

г) соблюдение правил фиксации доказательств

Классификация доказательств

Личные и вещественные

Личные исходят от лиц и выражены в знаковой форме Вещественные выражены в физических признаках материальных объектов

Источник: http://infopedia.su/10x8d9d.html

Ваше право

Правовые консультации

Законодательство о судебной экспертизе

ФЗ «О судебной экспертизе»

Проведение судебной экспертизы является неотъемлемой частью при расследовании тяжких преступлений и других правонарушений. ФЗ-73 об экспертизе был издан для регулирования процесса проверки, ее сроков и объективности. В статьях закона описаны права экспертов и запрещенные им действия.

Описание закона

Федеральный закон №73 об экспертной деятельности был принят 5 апреля 2001 года Государственной Думой РФ. Одобрен законодательный акт был 16 мая 2001 года. Действовать ФЗ-73 начал 31 мая 2001 года.

ФЗ-73 регламентирует основные направления, цели и принципы организации судебно-экспертной деятельности.

Задача государственной судебно-экспертной деятельности — содействие судам и их судьям, следователям в раскрытии тяжелых преступлений, в дознании и в других следственных моментах, в которых нужны научно-медицинские знания.

Правовой основой судэкспертизы являются:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ-73;
  • Кодекс судопроизводства России;
  • Уголовно-процессуальный кодекс;
  • законодательные акты в сфере охраны труда и другие.

    Принципы государственной судебно-экспертной деятельности:

  • законность;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • соблюдение прав юридического лица;
  • независимость эксперта;
  • объективность;
  • полнота и обширность исследований;
  • использование современного оборудования и знаний.
  • Обязательным условием в проведении судебной экспертизы является независимость эксперта. Он не должен принадлежать ни одному из органов власти, в частности тому, для кого проводится экспертиза. Полагаясь на свои знания и проведенные исследования, эксперт выдает заключение.

    Давление на эксперта уголовно наказуемо. Согласно закону, исследования должны проводиться объективно с использованием научных знаний и показателей.

    Скачать текст закона

    Закон включает в себя 6 глав и 43 статьи. ФЗ-73 регламентирует информацию об обязанностях и правах руководителей судебно-экспертной деятельности. Последние поправки в закон о государственной экспертизе были внесены 15 сентября 2015 года.

    Чтобы ознакомиться подробнее с последней редакцией Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации», скачайте его по ссылке.

    Последние изменения ФЗ «О судебной экспертизе»

    Последний раз в закон вносились поправки 15 сентября 2015 года.

    В статью 13 ФЗ-73 был добавлен Кодекс административного судопроизводства РФ в правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

    Статья 37 закона была дополнена информацией о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу. Согласно закону, экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

    СтатьяФЗ регламентирует обязанности эксперта:

  • беспрекословное принятие полученной от руководителя экспертизы;
  • проведение объективной экспертизы с использованием научных знаний;
  • если проведение экспертизы по веским причинам невозможно, то эксперт пишет аргументированное письмо лицу, которое ее заказало;
  • держать в тайне информацию, которая была выявлена в ходе проведения проверки;
  • сохранить в целостности объект, предоставленный для проверки.
  • В ст.16 ФЗ также описано, что эксперт не вправе делать:

    • принимать приказы о проведении экспертизы от посторонних лиц. Назначать осуществление проверки вправе только руководитель судебно-экспертной организации;
    • проводить судебную экспертизу от лица не госэксперта;
    • самостоятельно принимать решение о материалах и методах проверки;
    • разглашать данные о проведенной проверке и ее результатах;
    • уничтожать исследуемые объекты.

    При последней редакции закона изменения в статью не вносились.

    Статья 20 ФЗ 73 регламентирует причины проведения повторной экспертизы. Она назначается, если судья и иные органы проверки считают первую проверку необъективной.

    При последней редакции закона изменения в ст 20 ФЗ 73 не вносились.

    Статья 25 ФЗ-73 отражает основные понятия, связанные с заключением эксперта.

    Что должно содержать заключение?

  • место и время проведения проверки;
  • основания, на которых осуществлялась проверка;
  • данные о назначавшем проверку;
  • данные о государственном эксперте;
  • сведения об объекте исследования;
  • вопросы, на которые необходимо дать ответ;
  • указание методов для проверки;
  • заключительные выводы.

    Обязательным условием является подкрепление всех подписей печатью.

    При последней редакции законодательного акта изменения в ст. 25 ФЗ о ГСЭД не вносились.

    Статья 41 регламентирует условия проведения экспертизы не государственными учреждениями.

    При последней редакции ФЗ-73 поправки в ст 41 не были внесены.

    НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТАМИ

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в порядке уголовного судопроизводства. При этом ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. УПК РФ, регламентируя деятельность участников уголовного процесса по собиранию, проверке и оценке доказательств, предусматривает возможность назначения и производства судебных экспертиз, допуская в качестве самостоятельных доказательств заключение и показания эксперта (ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта — это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

    Заключение эксперта является результатом осуществления его деятельности в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств,

    подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ). Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в сфере уголовного судопроизводства являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

    В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм УПК РФ, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О судебной экспертизе по уголовным делам» от 21 декабря 2010 г. № 28. Не будет преувеличением сказать, что необходимость принятия данного постановления назрела давно, поскольку законодательство, регулирующее производство судебной экспертизы, претерпело существенные изменения: был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Наряду с этим Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены определения, имеющие значение для разрешения ряда вопросов, возникающих при производстве судебных экспертиз.

    Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведения исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

    Назначению любой судебной экспертизы предшествует деятельность, в ходе которой решаются организационные вопросы: осуществляется сбор материалов для экспертизы, решается вопрос о выборе экспертного учреждения или о привлечении в качестве эксперта конкретного лица (лиц), обладающего требуемыми специальными знаниями. Большинство экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ и ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

    До настоящего времени законодательно статус негосударственного судебно-экспертного учреждения не установлен, поэтому юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, именуют себя «экспертными учреждениями», независимо от их организационно-правовой формы и основного рода деятельности, понимая этот термин максимально расширительно. Верховный Суд Российской Федерации определяет негосударственные судебно-экспертные учреждения как «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,

    осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами»;(1).

    Как отмечалось, на стадии подготовки судебной экспертизы должен быть решен вопрос о выборе экспертного учреждения, которому будет поручено производство экспертизы. Ранее существовала рекомендательная практика назначения и производства экспертиз государственными учреждениями, поскольку и в ч. 2 ст. 195 УПК РФ, и в ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не конкретизируется, в каких случаях привлекаются государственные, а в каких — негосударственные эксперты (наиболее часто негосударственным экспертам поручается производство судебно-бухгал-терских, судебно-экономических экспертиз, решение отдельных вопросов, относящихся к ведению компьютерно-техничес-кой экспертизы и т. п.).

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации определил условия поручения производства судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению или лицу, не работающему в государственном судебно-экспертном учреждении, а именно:

    отсутствие в государственном судебно-экспертном учреждении эксперта конкретной специальности;

    отсутствие надлежащей материально-технической базы либо специальных условий;

    наличие обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ.

    Причем данные условия должны распространяться на все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории;(2). В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны мотивы поручения производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что поручение производства судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению, при отсутствии указанных выше условий, может послужить основанием для признания судом заключения эксперта недопустимым доказательством.

    Одним из вопросов, который неизбежно приходится решать при производстве экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами, является установление компетентности «потенциальных» экспертов.

    Уровень квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений гарантируется порядком назначения их на должность.

    Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

    Сведения о прохождении аттестации на право самостоятельного производства экспертиз не предусмотрены законодателем как обязательные для отражения в соответствующих документах (ч. 1 ст. 195 , ч. 1 ст. 204 УПК РФ). Тем не менее если в ходе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы подозреваемый (обвиняемый) выражает желание ознакомиться с соответствующими данными,

    ему должна быть предоставлена необходимая информация;(1).

    В случае возникновения каких-либо сомнений в допустимости, обоснованности, полноте, мотивированности и достоверности экспертного заключения вследствие недостаточной компетентности и квалификации эксперта как лица, обладающего специальными знаниями, умениями и навыками в той или иной отрасли, эти сомнения разрешаются, в том числе и в вышестоящем органе исполнительной власти, которому подконтрольно (поднадзорно) государственное судебно-экспертное учреждение.

    К сожалению, до настоящего времени не определен способ контроля и надзора за негосударственными экспертами. Одним из способов контроля в России является лицензирование. Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ содержит Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Судебно-экспертная деятельность в этом перечне отсутствует и, следовательно, не подлежит лицензированию. Единственным исключением является судебно-медицинская экспертная деятельность, поскольку данный вид деятельности относится к медицинской, подлежащей в соответствии с п. 96 ст. 17 указанного закона лицензированию (требования данного закона не распространяются на медицинскую деятельность, осуществляемую негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

    К лицензируемым видам медицинской экспертной деятельности относятся все виды судебно-медицинской экспертизы (экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов, экспертиза и исследование трупов, экспертиза подозреваемых, обвиняемых и других лиц) и судебно-психиатрической экспертизы;(2).

    В целях осуществления государственного контроля и надзора за независимыми негосударственными экспертами дважды предпринимались попытки создать реестр экспертов. Так, в рамках создания реестра экспертов-автотехников были утверждены приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам; приказом Минюста России от 30 июня 2003 г. № 155 Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников; приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 335 Формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. Однако такой реестр не создан, поскольку до настоящего времени не образована межведомственная комиссия, занимающаяся ведением реестра экспертов-автотехников. Вторая попытка заключалась в создании в порядке добровольной сертификации реестра экспертов. В настоящее время в реестр экспертов включаются лишь лица, прошедшие добровольную сертификацию при Минюсте России. Иные эксперты МВД, ФСБ, негосударственные, штатные эксперты Минюста России в этот реестр не включены.

    Поскольку государственный контроль за деятельностью негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, явно недостаточен, зачастую возникают трудности при проверке и оценке заключений негосударственных судебных экспертов с точки зрения компетентности данного эксперта, реализации прав участников уголовного процесса в случае производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

    Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» распространяет действие ряда своих норм на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами (ст. 41). Так, общими для производства судебной экспертизы, как государственным,

    так и негосударственным экспертом, являются задачи судебно-экспертной деятельности; требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности; принципы независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    В соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на негосударственного эксперта распространяются обязанности (ст. 16) и права (ст. 17) государственного эксперта, основания отвода от участия в производстве судебной экспертизы (ч. 2 ст. 18), а также особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы (ст. 24) и требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).

    При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения;(1)>.

    Поскольку решения следователя, дознавателя, суда о поручении производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, могут быть обжалованы участниками уголовного процесса, в том числе и в отношении квалификации данного эксперта, сторонам должна обеспечиваться возможность ознакомления с данными, свидетельствующими о надлежащей квалификации эксперта, а форма и порядок ознакомления с материалами избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны;(2).

    Привлечение к производству судебной экспертизы негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, требует тщательного соблюдения всех требований действующего законодательства в части регламентации порядка назначения и производства судебной экспертизы. Государственный эксперт при аттестации на право самостоятельного производства экспертизы обязан продемонстрировать знание действующего законодательства, регулирующего производство судебных экспертиз и ведомственных нормативных актов. В частности, именно поэтому ч. 2 ст. 199 УПК РФ содержит следующее положение: при этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, а в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной экспертизе по уголовным делам» прямо указывается, что в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы;(3).

    Независимо от того, проводится судебная экспертиза государственным или негосударственным экспертом, ее результаты оформляются в виде заключения. В целях исключения возможных проблем в случае подготовки заключения негосударственным экспертом целесообразно при разъяснении ему положений ст. 57 УПК РФ знакомить его с требованиями ст. 204 УПК РФ, с тем чтобы заключение являлось полноценным доказательством и могло быть использовано для формирования устойчивой доказательственной базы.

    Законодательство о судебной экспертизе

    ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

    О судебной экспертизе

    Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы судебно-экспертной деятельности в целях обеспечения правосудия Украины независимой, квалифицированной и объективной экспертизой, ориентированной на максимальное использование достижений науки и техники.

    Раздел I. Общие положения

    Статья 1. Понятие судебной экспертизы

    Судебная экспертиза — это исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, содержащих информацию об обстоятельствах дела, находящегося в производстве органов дознания, предварительного следствия или суда.

    Статья 2. Законодательство Украины о судебной экспертизе

    Законодательство Украины о судебной экспертизе состоит из настоящего Закона, процессуального законодательства, иных законодательных актов, международных договоров и соглашений о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, регулирующих правоотношения в сфере судебно-экспертной деятельности.

    Статья 3. Принципы судебно-экспертной деятельности

    Судебно-экспертная деятельность осуществляется на принципах законности, независимости, объективности и полноты исследования.

    Статья 4. Гарантии независимости судебного эксперта и правильности его заключения

    Независимость судебного эксперта и правильность его заключения обеспечиваются:

    процессуальным порядком назначения судебного эксперта; запрещением под угрозой предусмотренной законом ответственности

    вмешиваться кому бы то ни было в производство судебной экспертизы;

    существованием учреждений судебных экспертиз, независимых от органов дознания и предварительного следствия;

    созданием необходимых условий для деятельности судебного эксперта, его материальным и социальным обеспечением;

    уголовной ответственностью судебного эксперта за дачу заведомо ложного заключения и отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей;

    возможностью назначения повторной судебной экспертизы; присутствием участников процесса в предусмотренных законом случаях при производстве судебной экспертизы.

    Статья 5. Максимальное сохранение объектов исследования

    При производстве судебных экспертиз объекты исследования могут быть повреждены или истрачены лишь в той мере, в которой это необходимо для исследования.

    Статья 6. Обеспечение условий труда судебного эксперта поместонахождению объектов исследования

    Если судебную экспертизу необходимо произвести на месте происшествия или по местонахождению объекта исследования, лицо или орган, ее назначившие, должны обеспечить судебному эксперту беспрепятственный доступ к объекту исследования и надлежащие условия труда.

    Статья 7. Организация судебно-экспертной деятельности

    Судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированные учреждения и ведомственные службы.

    К ним относятся:

    научно-исследовательские и другие учреждения судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины;

    экспертные службы Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины.

    Судебно-экспертная деятельность может осуществляться на предпринимательских началах на основании специального разрешения (лицензии), а также гражданами по разовым договорам.

    Лицензия выдается в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

    Статья 8. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертнойдеятельности

    Организация научно-методического обеспечения судебно-экспертной деятельности возлагается на министерства и ведомства, в систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы.

    Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, при Министерстве юстиции Украины создается Координационный совет по проблемам судебной экспертизы, который действует в соответствии с Положением о нем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

    Министерство юстиции Украины обеспечивает издание межведомственного научно-методического сборника «Криминалистика и судебная экспертиза».

    Статья 9. Реестр судебных экспертов

    Министерство юстиции Украины ведет Реестр аттестованных судебных экспертов государственных и предпринимательских структур и граждан.

    Аттестация судебных экспертов из числа работников предпринимательских структур и граждан проводится Министерством юстиции Украины или Министерством здравоохранения Украины в соответствии с их функциями.

    Органы дознания, предварительного следствия и суды обязаны поручать производство судебных экспертиз преимущественно специалистам, внесенным в этот Реестр.

    Раздел II. Судебный эксперт

    Статья 10. Лица, которые могут быть судебными экспертами

    Судебными экспертами могут быть лица, обладающие необходимыми знаниями для дачи заключения по исследуемым вопросам.

    Специалисты государственных специализированных учреждений и ведомственных служб, производящие судебные экспертизы, должны иметь высшее образование, пройти соответствующую подготовку и аттестацию в качестве судебных экспертов определенной специальности.

    Статья 11. Лица, которые не могут быть судебными экспертами

    Не могут привлекаться к исполнению обязанностей судебного эксперта лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, а также лица, имеющие судимость.

    Иные обстоятельства, запрещающие участие лица в качестве эксперта в судопроизводстве, предусматриваются процессуальным законодательством.

    Статья 12. Обязанности судебного эксперта

    Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт обязан:

    1) провести полное исследование и дать обоснованное и объективное письменное заключение;

    2) по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи, суда дать разъяснение по данному им заключению;

    3) заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законодательством оснований, исключающих его участие в деле.

    Другие обязанности судебного эксперта предусматриваются процессуальным законодательством.

    Статья 13. Права судебного эксперта

    Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:

    1) знакомиться с материалами дела, касающимися предмета судебной экспертизы, и представлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;

    2) указывать в акте судебной экспертизы на выявленные в ходе ее производства факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

    3) с разрешения лица или органа, назначивших судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;

    4) подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта;

    5) получать вознаграждение за производство судебной экспертизы, если ее выполнение не является служебным заданием.

    Иные права судебного эксперта предусматриваются процессуальным законодательством.

    Статья 14. Ответственность судебного эксперта

    Судебный эксперт по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством, может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

    Раздел III. Финансовое и организационное обеспечениедеятельности государственных специализированныхучреждений и ведомственных служб

    Статья 15. Финансирование

    Производство научно-исследовательскими учреждениями судебных экспертиз научных разработок по вопросам организации и производства судебных экспертиз финансируется за счет государственного бюджета.

    Производство судебных экспертиз другими специализированными учреждениями и ведомственными службами финансируется за счет средств, выделяемых им для этой цели из государственного и местных бюджетов, а научноисследовательскими учреждениями — за счет заказчика.

    Другие работы указанные учреждения и службы проводят на хозрасчетных началах.

    Статья 16. Аттестация судебного эксперта

    Целью аттестации судебного эксперта является обеспечение надлежащего профессионального уровня руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы судебной экспертизы.

    В зависимости от специализации и уровня подготовки им присваиваются квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс.

    Порядок проведения аттестации и присвоения квалификационных классов определяется министерствами и ведомствами, в систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы.

    Статья 17. Экспертно-квалификационные комиссии

    Для присвоения квалификации судебного эксперта и квалификационных классов создаются экспертно-квалификационные комиссии.

    В состав экспертно-квалификационных комиссий входят наиболее опытные специалисты, имеющие квалификацию судебного эксперта и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет. Среди них должно быть не менее двух специалистов той специальности и того класса, по которым комиссия проводит аттестацию, присваивает квалификацию или квалификационный класс, а также специалист по процессуальным вопросам судебной экспертизы.

    Статья 18. Оплата труда и социальная защита судебныхэкспертов

    Вопросы оплаты труда и условия социальной защиты судебных экспертов определяются Кодексом законов о труде Украины и иными актами законодательства Украины.

    На работников государственных специализированных учреждений судебных экспертиз и ведомственных экспертных служб распространяются особенности материального и социально-бытового обеспечения, предусмотренные Законом Украины «О государственной службе», если иное не предусмотрено законами Украины.

    Статья 19. Охрана специализированных учреждений и ведомственных служб,производящих судебные экспертизы

    Охрана помещений и территорий учреждений судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины, а также режим содержания лиц, находящихся под стражей и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, обеспечиваются Министерством внутренних дел Украины за счет средств, выделяемых ему для этой цели из государственного бюджета.

    Охрана экспертных служб Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины обеспечивается этими органами.

    Статья 20. Информационное обеспечение

    Учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности обязаны предоставлять специализированным учреждениям и ведомственным службам, производящим судебные экспертизы, по их запросу натурные образцы или каталоги своей продукции, техническую документацию и иную информацию, необходимую для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы.

    Специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы, имеют право получать от судов, органов дознания и предварительного следствия орудия преступления и другие вещественные доказательства, в отношении которых закончено производство по делам, для использования в экспертной и научной деятельности.

    Статья 21. Кадровое обеспечение

    Специалистов для специализированных учреждений и ведомственных служб, производящих судебные экспертизы, готовят высшие учебные заведения, после чего они специализируются и повышают квалификацию на курсах и в институтах совершенствования соответствующих министерств и ведомств.

    Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации кадров экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются министерствами и ведомствами, в систему которых входят учреждения и службы, производящие судебные экспертизы.

    Раздел IV. Международное сотрудничество в области судебнойэкспертизы

    Статья 22. Производство судебной экспертизы по поручениюсоответствующего органа или лица другого государства

    При производстве судебной экспертизы по поручению соответствующего органа или лица другого государства, с которым Украина имеет соглашение о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, применяется законодательство Украины, если иное не предусмотрено указанным соглашением.

    Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.

    Статья 23. Привлечение специалистов из других государств длясовместного производства судебных экспертиз

    Руководители специализированных учреждений и ведомственных служб, производящих судебные экспертизы, в необходимых случаях имеют право с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, включать в состав экспертных комиссий ведущих специалистов других государств. Такие совместные экспертные комиссии осуществляют судебные экспертизы по нормам процессуального законодательства Украины.

    Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение иных расходов, связанных с ее производством, осуществляется по договоренности сторон.

    Статья 24. Международное научное сотрудничество

    Специализированные учреждения и ведомственные службы, выполняющие судебные экспертизы, пользуются правом устанавливать международные научные связи с учреждениями судебных экспертиз, криминалистики и т. п. других государств, проводить совместные научные конференции, симпозиумы, семинары, обмениваться стажерами, научной информацией, печатными изданиями и осуществлять совместные издания в области судебной экспертизы и криминалистики.

    Президент Украины Л.КРАВЧУК

    г. Киев, 25 февраля 1994 года N 4038-XII

    Источник: http://lubnitsa.ru/zakonodatelstvo-o-sudebnoj-jekspert/