Об оказании платных образовательных услуг

Оказание платных дополнительных услуг

Бюджетные и автономные образовательные учреждения могут осуществлять платную деятельность в области образования, если это не противоречит федеральным законам, служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность предусмотрена в их учредительных документах.

Оглавление:

Учреждение не имеет права отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе. Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь, для автономных учреждений федеральными законами не предусмотрен какой-либо порядок оказания платных услуг.

Нормативно-правовая основа оказания платных образовательных услуг

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

  • 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
  • 2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.
  • 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Правила оказания платных образовательных услуг определены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 №505.

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — образовательные учреждения) и негосударственных образовательных учреждений указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.

К платным образовательным услугам, предоставляемым образовательными учреждениями, относятся:

  • — обучение по дополнительным образовательным программам;
  • — преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • — репетиторство;
  • — занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования;
  • — осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов задания (контрольных цифр) по приему обучающихся
  • — и другие услуги.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов)), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Приведем в таблице виды платных образовательных услуг, а также виды услуг, которые нельзя считать платными образовательными услугами в соответствии с п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 №505 (далее — Правила №505).

Виды образовательных услуг, относящихся к платным

Виды образовательных услуг, не являющихся платными

Обучение по дополнительным образовательным программам

Снижение установленной наполняемости классов

Преподавание специальных курсов

и циклов дисциплин

Деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ

Подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования

Реализация основных образовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом

Занятия по углубленному изучению предметов

Факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет-часов, отведенных на основные общеобразовательные программы

Репетиторство и другие услуги

Предоставление платных услуг образовательными учреждениями осуществляется на основании договора.

Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

  • а) наименование образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации — исполнителя и место их нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
  • б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
  • в) сроки оказания образовательных услуг;
  • г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
  • д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
  • е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой — у потребителя.

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования и в сфере профессионального образования утверждены Приказами Минобразования России от 10.07.2003 №2994 и от 28.07.2003 №3177 соответственно.

Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

Платные образовательные услуги могут оказываться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форм. Учебные занятия проводятся в форме лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, практики, дипломной работы или проекта, магистерской диссертации. Учебный год начинается, как правило, с 1 сентября. Краткосрочные образовательные программы могут продолжаться от нескольких дней до одного учебного года. Долгосрочные образовательные программы реализуются в течение нескольких учебных лет. В процессе их реализации можно выделить отдельные законченные этапы (курсы).

Образовательные услуги НДС не облагаются, и поэтому все расходы, связанные с оказанием образовательных услуг, включают в себя налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам при приобретении нефинансовых активов и оплате услуг и работ.

Бухгалтерский учет платных образовательных услуг с 1 января 2011 г. осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

  • — от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция №157н);
  • — от 16.12.2010 №174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция №174н);
  • — от 23.12.2010 №183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция №183н).

Большое значение имеет учетная политика, определяющая особенности ведения бухгалтерского учета. Учет платных услуг идентичен у бюджетных и автономных учреждений.

Источник: http://studwood.ru//ekonomika/okazanie_platnyh_dopolnitelnyh_uslug

Об оказании платных образовательных услуг

Об оказании платных образовательных услуг

Санкт-Петербург «______» ___________ 201___

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга (в дальнейшем — Исполнитель) на основании лицензии от 26.12.2012 № 0279, выданной Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, на срок – бессрочно, в лице заведующего Садковой Зинаиды Ивановны, действующего на основании Устава Исполнителя, с одной стороны, и________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. и статус законного представителя несовершеннолетнего — мать, отец, опекун, попечитель, уполномоченный представитель органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем(в дальнейшем — Заказчик) _________________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения (в дальнейшем — Обучающийся) с другой стороны, заключили в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» настоящий договор о нижеследующем:

Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает платные образовательные услуги по обучению по дополнительным общеразвивающим программам, наименование, количество и стоимость которых определены в Приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора. Форма обучения – очная. Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом (в подгруппе, группе) составляет 8 месяцев.

Обязанности исполнителя

2.1. До заключения договора и в период его действия предоставлять Заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

2.2. Довести до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

2.3. Обеспечить Заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами (частью образовательной программы) и условиями Договора.

2.4. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора. Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с учебным планом, графиком проведения услуг, разрабатываемыми Исполнителем в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1..

2.5. Обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащение, соответствующее обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу.

2.6. Обеспечить охрану жизни, уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психического насилия. Ответственность за жизнь и здоровье Обучающихся во время занятий несет педагог, непосредственно оказывающий платные образовательные услуги.

2.7. Сохранить место за Обучающимся в случае его болезни, лечения, карантина, отпуска родителей и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам.

2.8. Принимать от Заказчика плату за платные образовательные услуги.

2.9. Уведомить Заказчика о нецелесообразности оказания Обучающемуся платных образовательных услуг в объеме, предусмотренном разделом 1 настоящего Договора, вследствие индивидуальных особенностей Обучающегося, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Обязанности Заказчика

3.1. Соблюдать требования исполнителя, отвечающие педагогической этике.

3.2. Вносить плату за предоставленные услуги не позднее 15 числа текущего месяца, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату.

3.3. Обеспечить посещение Обучающимся занятий согласно учебному расписанию.

3.4. Извещать Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях.

3.5. Проявлять уважение к педагогам, администрации и обслуживающему персоналу Исполнителя.

3.6. Возмещать ущерб, причиненный Обучающимся имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Обеспечить Обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию платных образовательных услуг в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.

Права Исполнителя

Исполнитель имеет право:

4.1. Устанавливать график занятий самостоятельно, а также изменять график предоставления платных образовательных услуг в связи с производственной необходимостью.

4.2. Рассматривать вопросы о частичном или полном освобождении от оплаты за оказываемые платные образовательные услуги на основании заявления Заказчика и педагогического совета образовательного учреждения.

4.3. Расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

— просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

— невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) Обучающегося.

4.4. Отказаться от исполнения обязательств по Договору при условии полного возмещения Заказчику убытков.

Права Заказчика

Заказчик имеет право:

5.1. Обращаться к Исполнителю по вопросам, касающимся образовательного процесса.

5.2. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном дополнительными общеразвивающими программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного оказания образовательных услуг;

— соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами

5.3. Отказаться от исполнения Договора и потребовать полного возмещения убытков, если в 30-дневный срок недостатки платных образовательных услуг не устранены Исполнителем.

5.3. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

5.4. Уведомить администрацию образовательного учреждения о прекращении посещения Обучающимся платных образовательных услуг за десять дней до расторжения Договора.

5.5. Отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по Договору.

Оплата услуг

6.1. Заказчик ежемесячно в рублях оплачивает услуги, указанные в Приложении настоящего Договора, в сумме, указанной в Приложении.6.2. Оплата производится не позднее 10 числа каждого месяца, подлежащего оплате, в безналичном порядке на счет Исполнителя в банке или казначействе. Квитанция предъявляется Исполнителю. 6.3. На оказание платных образовательных услуг, предусмотренных настоящим Договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию Заказчика или Исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

6.4. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения Договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Ответственность Сторон

8.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Договором.

9. Срок действия Договора и другие условия.9.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до «30»мая 2016 года.9.2. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.10. Подписи сторон.

Приложение № ___

к договору № от « » ______________ 201___

об оказании платных образовательных услуг

Санкт-Петербург «______» ___________ 201___

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга (в дальнейшем — Исполнитель) на основании лицензии от 26.12.2012 № 0279, выданной Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, на срок – бессрочно, в лице заведующего Садковой Зинаиды Ивановны, действующего на основании Устава Исполнителя, с одной стороны, и________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. и статус законного представителя несовершеннолетнего — мать, отец, опекун, попечитель, уполномоченный представитель органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем(в дальнейшем — Заказчик) _________________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения (в дальнейшем — Обучающийся) с другой стороны, заключили в соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает платные образовательные услуги по обучению по дополнительным общеразвивающим программам, наименование, количество и стоимость которых определены в Приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора. Форма обучения – очная. Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом (в подгруппе, группе) составляет 8 месяцев.

Обязанности исполнителя

2.1. До заключения договора и в период его действия предоставлять Заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

2.2. Довести до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

2.3. Обеспечить Заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами (частью образовательной программы) и условиями Договора.

2.4. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора. Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с учебным планом, графиком проведения услуг, разрабатываемыми Исполнителем в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1..

2.5. Обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащение, соответствующее обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу.

2.6. Обеспечить охрану жизни, уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психического насилия. Ответственность за жизнь и здоровье Обучающихся во время занятий несет педагог, непосредственно оказывающий платные образовательные услуги.

2.7. Сохранить место за Обучающимся в случае его болезни, лечения, карантина, отпуска родителей и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам.

2.8. Принимать от Заказчика плату за платные образовательные услуги.

2.9. Уведомить Заказчика о нецелесообразности оказания Обучающемуся платных образовательных услуг в объеме, предусмотренном разделом 1 настоящего Договора, вследствие индивидуальных особенностей Обучающегося, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Обязанности Заказчика

3.1. Соблюдать требования исполнителя, отвечающие педагогической этике.

3.2. Вносить плату за предоставленные услуги не позднее 15 числа текущего месяца, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату.

3.3. Обеспечить посещение Обучающимся занятий согласно учебному расписанию.

3.4. Извещать Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях.

3.5. Проявлять уважение к педагогам, администрации и обслуживающему персоналу Исполнителя.

3.6. Возмещать ущерб, причиненный Обучающимся имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Обеспечить Обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию платных образовательных услуг в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.

Права Исполнителя

Исполнитель имеет право:

4.1. Устанавливать график занятий самостоятельно, а также изменять график предоставления платных образовательных услуг в связи с производственной необходимостью.

4.2. Рассматривать вопросы о частичном или полном освобождении от оплаты за оказываемые платные образовательные услуги на основании заявления Заказчика и педагогического совета образовательного учреждения.

4.3. Расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

— просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

— невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) Обучающегося.

4.4. Отказаться от исполнения обязательств по Договору при условии полного возмещения Заказчику убытков.

Права Заказчика

Заказчик имеет право:

5.1. Обращаться к Исполнителю по вопросам, касающимся образовательного процесса.

5.2. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном дополнительными общеразвивающими программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного оказания образовательных услуг;

— соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами

5.3. Отказаться от исполнения Договора и потребовать полного возмещения убытков, если в 30-дневный срок недостатки платных образовательных услуг не устранены Исполнителем.

5.3. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

5.4. Уведомить администрацию образовательного учреждения о прекращении посещения Обучающимся платных образовательных услуг за десять дней до расторжения Договора.

5.5. Отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по Договору.

Оплата услуг

6.1. Заказчик ежемесячно в рублях оплачивает услуги, указанные в Приложении настоящего Договора, в сумме, указанной в Приложении.6.2. Оплата производится не позднее 10 числа каждого месяца, подлежащего оплате, в безналичном порядке на счет Исполнителя в банке или казначействе. Квитанция предъявляется Исполнителю. 6.3. На оказание платных образовательных услуг, предусмотренных настоящим Договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию Заказчика или Исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

6.4. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения Договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Источник: http://zdamsam.ru/b48806.html

Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности

Рассматривая особенности и порядок оказания платных образовательных услуг, нужно начать с понятия этих услуг. Чем они отличаются от других услуг?

В правовой литературе по данному вопросу высказано достаточно много различных суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ на соответствие наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «образовательным услугам» отводит второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ».

Следует отметить, что в определении услуги в отечественной цивилистике нет единого мнения. В толковом словаре юридических терминов услуга определяется как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение — услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора.

С.В. Куров под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом — обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)».

А.В. Белозеров определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».

Таким образом, можно определить, что платные образовательные услуги — это деятельность, направленная на обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Согласно Закону РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии этого Закона обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени.

Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • — обучение по дополнительным образовательным программам;
  • — преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • — репетиторство;
  • — занятия по углубленному изучению предметов;
  • — подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования и другие услуги.

Перечисленные виды услуг осуществляются сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

В п. 4 Правил перечислены услуги, которые не могут быть отнесены к платным, а именно:

  • — снижение установленной наполняемости классов;
  • — деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  • — реализация основных образовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
  • — факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.

Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведён в Приложении к письму МО РФ «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»:

  • 1. Образовательные и развивающие услуги:
    • а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
    • б) репетиторство с учениками другого образовательного учреждения;
    • в) различные курсы:
      • * по подготовке к поступлению в учебное заведение;
      • * по изучению иностранных языков;
      • * повышения квалификации;
      • * по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
    • г) различные кружки:
      • * по обучению игре на музыкальных инструментах;
      • * фотографированию;
      • * кино-, видео-, радиолюбительскому делу;
      • * кройке и шитью, вязанию;
      • * домоводству;
      • * танцам и т.д.;
    • д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, народным промыслам, т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
    • е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
    • ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
  • 2. Оздоровительные мероприятия:
    • * создание различных секций;
    • * групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).

Перечень платных дополнительных образовательных услуг может быть расширен. Весь список этих услуг должен быть зафиксирован в уставе образовательного учреждения.

Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.

Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных». Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил. Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано в письме «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования», которое, однако, не носит нормативного характера.

Однако это не совсем так. П. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.

Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании таких услуг. Практика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые школой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС.

В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Также существуют принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг.

Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг».

Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении. Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением.

Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе.

До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил): платная образование договор обучение

  • — наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
  • — уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • — перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;
  • — стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
  • — форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказывающей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа вполне обоснованно.

Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознакомить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим. Указанное требование относится в большей степени к образовательным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ, оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, можно говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.

Школа обязана также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

  • а) устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального общеобразовательного учреждения;
  • б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
  • в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;
  • г) образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг;
  • д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;
  • е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

  • 2. Договор об оказании платных образовательных услуг
  • 1. Нормативные акты, регламентирующие договор оказания образовательных услуг

Подготовка специалистов по договору оказания образовательных услуг является сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования. Договор оказания образовательных услуг является одним из видов договора возмездного оказания услуг. Возникающие при этом отношения являются гражданско-правовыми, следовательно, они регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Договор возмездного оказания образовательных услуг это соглашение между образовательным учреждением и потребителем о предоставлении последнему возможности получения объема знаний по соответствующей образовательной программе, сопровождающейся проведением контрольных мероприятий за определенную плату в течение определенного периода времени.

Отношения в сфере оказания образовательных услуг регулируются нормами Общей части Гражданского Кодекса РФ в целом (раздел I), подразделов I и II раздела III «Общая часть обязательственного права», а также нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Кроме того, заключение договора оказания образовательных услуг с учетом его специфики регулируется положениями ст.и главы 57 Гражданского Кодекса РФ.

Отношения студента и вуза регулируются также Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 годаи Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года. Однако эти законы, имеют декларативный характер, а некоторые их положения противоречат Гражданскому Кодексу РФ. Нормы этих законов определяют, что студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. Согласно п. 9 ст. 16 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к студенту за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом высшего учебного заведения, могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза.

Таким образом, установление запрета вузу расторгать договоры на обучение в связи с невыполнением обучающимся учебного плана противоречит законодательству об образовании и сущности образовательного процесса.

Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, которые регламентируют процедуру заключения соответствующего договора. В этих Правилах заказчик — физическое лицо так и именуется «потребитель».

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена Приказом Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177. Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами гл. 39 Гражданского Кодекса РФ «Возмездное оказание услуг».

Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на правоотношения связанные с оказанием образовательных услуг распространяется Закон «О защите прав потребителей в РФ» (с последн. изм. и доп.) и, в частности, глава III Закона (Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Вместе с тем к этим отношениям применяются нормы законодательства об образовании, в частности подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов.

Источник: http://studwood.ru/816303/pravo/platnye_obrazovatelnye_uslugi_ponyatie_vidy_osobennosti

Правила оказания платных образовательных услуг

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг (далее именуется — договор), а при наличии свидетельства о государственной аккредитации — и в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.

Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении требует к тому же, чтобы в уставе образовательного учреждения были обусловлены «виды и типы добавочных образовательных услуг, в том числе платных». Конкретный перечень услуг, которое оказывает образовательное учреждение, довольно очень зависит от конъюнктуры рынка в определённой местности, присутствия нужных педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть знакомы заблаговременно и весьма неустойчивы. Для того чтобы соблюсти эти требования и не вносить постоянно изменения в устав образовательного учреждения, нужно указывать самое большое количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение, которое будет использовать при этом общие обозначения характера таких услуг.

Во-вторых, оказание особых видов платных дополнительных образовательных услуг можно только при присутствии надлежащей лицензии.

Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Требование «наличия лицензии» не означает, что образовательное учреждение должно получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии образовательного учреждения на осуществление образовательной деятельности.

В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. М.: Юрайт, 2009. — 55 с.

Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг. Принцип добровольности. Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг».

Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации образовательным учреждением такой формы обучения как экстернат.

При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику.

Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является сильным нарушением законодательства. В случае платности этих занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконность этой практики подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ. Принцип полноты информации. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются образовательным учреждением на договорной основе Вечканов Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Спб.: Питер, 2011.с. . До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения:

— наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

— уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

— перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;

— стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;

— форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Действительно, что конечное требование об ознакомлении с формой документа, которое выдается по окончанию обучения, для образовательного учреждения, которое оказывает платные дополнительные образовательные услуги, не всегда недопустимо по причине того, что какие-либо документы часто попросту не выступают, в частности, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и другое. Во-вторых, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа совершенно обоснованно. Перминова Е.В. Платные образовательные услуги в вузах в вопросах и ответах / Е.В. Перминова, А.Е. Корягин. М.: Домашний адвокат, 2007. — 74 с.

Что касается платной образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения:

1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату) , его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия.

Образовательное учреждение обязано также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

а) устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального общеобразовательного учреждения;

б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;

д) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Тарасевич Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. М.: Юрайт, 2009.с..

Таким образом, с течением времени платные образовательные услуги стали наиболее актуальны, наравне с бесплатным. Оно позволяет получить дополнительные знания, при наличии способностей, либо одаренности ребенка.

Источник: http://studbooks.net//ekonomika/pravila_okazaniya_platnyh_obrazovatelnyh_uslug