Образовательные услуги в россии

Рынок образовательных услуг в России и за рубежом

Оглавление:

Институт инженерного предпринимательства

Направление (специальность) – Инноватика

Кафедра инженерного предпринимательства

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Студент группы 12Р00 ______________ Миллер К.А.

Научный руководитель ______________ Кирсанова Е.А.

1Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………..…………. 5

Рынок образования: структура и механизмы функционирования. 5

1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы. 6

1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики. 10

2 Анализ зарубежной системы образования. …………………….…………11

2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования. 11

2.2 Организация образовательного процесса. 14

2.3 Рынок образования в условиях конкуренции. 17

3 Развитие образования в России: проблемы и перспективы ……………. …………………24

3.1 Оценки системы образования. 24

3.2 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……. 26

3.3 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг. 28

«Учиться, учиться и еще раз учиться…» Так завещал великий Ленин. Всю свою жизнь мы чему-то учимся… Познаем мир, получаем новую информацию…

Еще в самом раннем возрасте, когда родители отдают нас в детский сад, или няне мы становимся потребителями образовательных услуг. Чем старше мы становимся, тем больше наши потребности в знаниях, мы учимся в школе, получаем среднее образование, затем получаем профессию, потом повышаем квалификацию, сертифицируемся, стажируемся… Все это время мы имеем дело с рынком образовательных услуг, который, в свою очередь, тесно связан с рынком труда, и со всей экономикой в целом.

Основой рынка является высшее и профессиональное образование, по сравнению с ним, доля рыночных структур (направленных на получение дохода) в сфере начального и среднего образования незначительна.

Образование само по себе является стратегически важным ресурсом любого государства, поэтому развитие науки и образования в стране является объектом многих исследований на протяжении многих лет.

Одной из основных проблем российского образования является плохая востребованность выпускников вузов, как на международном, так и на российском рынке. Это можно отнести к пережиткам советской системы, где была система государственного распределения выпускников, дававшая практически стопроцентную гарантию трудоустройства по специальности. В условиях административно-командной экономики наше образование функционировало как нельзя лучше. Научный потенциал страны был огромен, система образования была одной из лучших в мире, а наши специалисты ценились «на вес золота». После развала СССР страна встала на путь демократии и рыночной экономики, но дело в том, что в условиях рыночной экономики наша система оказалась неэффективна: подготавливалось множество высококлассных специалистов, которые в итоге работали либо не по своей специальности, либо оказались нетрудоустроенными.

Появилась еще одна проблема: адаптация образования к условиям современной экономики и выход в международное образовательное пространство. Степень изученности данной проблемы с каждым годом возрастает, возникает огромное количество идей для реформирования российского образования.

Информационная база здесь довольно динамичная. Как таковых «учебников» здесь нет и быть не может. Основу составляют журнальные и газетные статьи, а также материалы многочисленных конференций. Это объясняется тем, что данный вид источников позволяет донести информацию быстрее и понятнее т.к. не требуется слишком много времени для написания статей по отдельным вопросам. А информация такого рода, издаваемая в книгах, может устареть еще до того, как книга будет издана.

Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России и за рубежом и анализ концепций развития российского образования на основе опыта развитых стран, в частности США.

Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем на опыте США, где степень ориентации рынка образования на потребности рынка труда очень высока, где участники рынка не просто выживают, а еще и развиваются в условиях рыночной экономики.

Для России сейчас необходимо перенять опыт США и других стран в области функционирования рынка образования в условиях рыночной экономики, разработать и внедрить новую концепцию образования для того, чтобы, сохранив лучшие традиции советского образования, стать конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг.

1 Общая характеристика рынка образовательных услуг

Рынок образования: структура и механизмы функционирования

Процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека: от рождения до самой смерти. Всю свою жизнь человек чему-то учится, получает какие-то навыки. Продолжительность образовательного процесса для каждого человека своя; она определяется как личными потребностями, так и обществом. Обучаясь всю жизнь, человек получает образование лишь в определенные ее периоды.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остается обучение в различных учебных заведениях.

Образовательная услуга — комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром.

Рынок — совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающее экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг) образует рынок образовательных услуг.

Различают общее и специальное (профессиональное) образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации.

В уровень общего образования входит дошкольная подготовка, школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование (в основном по фундаментальным дисциплинам). К специальному относятся, высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях.

Дошкольное и среднее образование в большинстве стран находится в ведении органов государства и в основном финансируется за счет средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и все равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования.

Рынок образования тесно связан практически со всеми рынками посредством рынка труда. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно повышается качество и/или количество производимых им т/у, соответственно увеличивается доход предприятия, а значит и зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни, и в долгосрочной перспективе увеличению темпов экономического роста страны.

1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы

Необходимой ступенью изучения рынка является его сегментация. Это деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной структурой их спроса.

Сегментация рынка позволяет уточнить и диффеpенциpовать спpос, стpуктуpиpовать его, а в конечном счете – выявить наиболее подходящие условия для выбоpа оптимального ваpианта стратегии и тактики маркетинга.

Сегмент рынка – это совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые (обещаемые) свойства товара (услуги), на побудительные стимулы маркетинга. Сегменты рынка дифференциpуются в зависимости от типов потребителей и соответствующих этим типам различиям в потребностях, характеристиках, поведении и мышлении потребителей.

Источник: http://works.doklad.ru/view/qBxBB8Q_CU8.html

Понятие образовательной услуги

Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с появлением и развитием рынка образовательных услуг. Становление рынка образовательных услуг является сложным процессом. Осознание образования, как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе, финансовых отношений между субъектами рынка образовательных услуг. Образование становится сферой образовательных услуг, а гражданин-налогоплательщик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг, учитывающих запросы обучающихся и их родителей.

В настоящее время школы конкурируют между собой в борьбе за ученика, поскольку выбор родителей направлен на школы, которые способны обеспечить условия обучения, соответствующие новым образовательным стандартам, и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. Решение этой задачи в сложившихся условиях возможно лишь в рамках рыночной стратегии развития, когда образовательное учреждение ориентировано на работу с обучающимися и их родителями как клиентами.

Прежде чем перейти к понятию «образовательные услуги», разберем два определения в него входящие как «образование» и «услуга».

Под «образованием», как определенной социально-экономической категорией может пониматься следующее:

1. Образование — совокупность знаний, умений, навыков, которыми обладает индивид.

В этом смысле образование является основой и инструментом для получения определенной экономической выгоды в виде личных доходов для индивидуума, обладателя этой совокупности знаний, умений и навыков; прибыли для работодателя, использующего указанные знания, умения и навыки работника в производстве или иной хозяйственной деятельности.

Также в этом смысле образование имеет и огромное социальное значение, обеспечивая индивиду, определенный уровень жизни и определенное место в социуме; а обществу в целом обеспечивая дальнейшее развитие не только в экономической, но и социальной, культурной, научной и даже политической сфере.

2. Образование — особая сфера деятельности, в ходе которой человека обучают, тренируют, прививают навыки, то есть формируют у него указанную выше совокупность знаний, умений и навыков.

Наконец, образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков, то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг и организуется процесс торговли. Другими словами это рынок образовательных услуг.

Теперь перейдем к определению услуги. В содержание понятия «услуга» часто вкладывается разный смысл: в широком смысле — это практически любая полезная деятельность, в узком смысле — это предмет договора возмездного оказания услуг.

Услуга — любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. При приобретении товара покупателю не интересен процесс труда, который уже в прошлом, важно рассмотреть товар, примерить, попробовать и на основе своих ощущений сделать выбор. А вот при приобретении услуги покупатель еще не знает, что в действительности получит, так как в момент покупки продукт труда еще не существует. В связи с этим можно сделать выводы об особенностях услуг, которые необходимо учитывать продавцу:

  • 1. Услуги неосязаемы в момент покупки. Покупателю приходится верить продавцу лишь на слово, который продает ему только обещание сделать нечто, имеющее ценность для него. Понятно, что в этом случае продажа осложняется. Для того чтобы покупатель поверил, продавцу нужно придумать, как сделать услугу более осязаемой. Например, показать возможные результаты, полученные при осуществлении аналогичных услуг раньше, или дать адреса заказчиков услуг для того, чтобы потенциальный покупатель мог бы с ними связаться, посмотреть, что получили эти заказчики в результате выполнения услуг, спросить об их мнении. То есть, нужно проявить внимание и терпение к потенциальному покупателю, а также творческий подход.
  • 2. Непостоянство качества. Качество услуг может изменяться в широких пределах в зависимости от многих факторов. Например, на качество медицинских услуг может повлиять: состояние здоровья и расположение духа врача, характер посетителя, число посетителей, ожидающих приема врача, и т.д. Поэтому продавец услуги должен предпринять особые меры, обеспечивающие гарантию качества услуги. Эти меры могут быть внешними, направленными на клиента, когда ему, так или иначе, гарантируется качество предоставляемой услуги, и внутренними, когда с помощью системы внутренних экономических и организационных мероприятий сотрудники фирмы, предоставляющие услуги, становятся заинтересованными в высоком качестве предоставляемых услуг.
  • 3. Привязка ко времени. Услугу очень часто невозможно перенести на другое время, что создает проблемы для организаций, предоставляющих услуги. Например, обеспечение транспортом в час пик требует большего количества транспортных средств, чем в течение дня. Предоставление туристических услуг в летний период требует большего числа сотрудников туристических агентств, чем зимой, и т.д. В подобных случаях организации, предоставляющие услуги, должны прибегать к таким мероприятиям, как привлечение сотрудников на временную работу, дифференцирование цен в зависимости от времени предоставления услуг, организацию приема предварительных заказов и другое.
  • 4. Привязка к человеку, предоставляющему услугу. Например, в то время как к одному парикмахеру приходит большое количество людей в день, к другому идет весьма меньшее число клиентов. Здесь нужно разобраться в причинах такого явления, и, возможно, повысить имидж другого парикмахера, предложить ему повысить квалификацию, улучшить отношение к клиентам, дифференцировать цену услуг в зависимости от того, кто ее предоставляет, организовать систему записи на прием и тому подобное.
  • 5. Возможность приспособления услуги к запросам конкретного клиента. Эта особенность услуги очень важна, т.к. выгодно отличает услугу от товара. Когда потребитель покупает товар, он имеет дело с готовым продуктом, который, за редким исключением, изменить нельзя. Когда потребитель покупает услугу, то весь процесс ее производства еще впереди и можно на него повлиять таким образом, чтобы приспособить услугу к индивидуальным запросам клиента. Это важное преимущество услуги необходимо всегда использовать для получения конкурентного преимущества, учитывая при этом, что будущее маркетинга не в массовости, а в индивидуализации. Здесь необходимо понять, что хочет конкретный клиент. Часто это бывает не просто. Поэтому в процессе производства услуги необходимо наладить хорошее взаимодействие с клиентом, показывать ему промежуточные результаты и учитывать его мнение.

Рассмотрев такие понятия как «образование» и «услуга», можно перейти к самому определению — «образовательные услуги».

Образовательные услуги относятся к категории нематериальных услуг. Их результатом может быть как приобретение клиентом (воспитанником) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере или повышение имеющегося потенциала, так и преобразование личности, ее развитие. Эти услуги и адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе, что создает дополнительные возможности для повышения эффективности процесса оказания услуг, а также позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе.

Образовательные услуги — это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности.

Некоторые считают, что образовательная услуга — это процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций утвержденного в образовательной программе. Ш.З. Валиев определяет образовательную услугу как «целенаправленный, организованный учебным заведением творческий процесс передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций в рамках отдельной образовательной программы потребителю, преобразующий самого потребителя».

Подытожив вышесказанное, можно сформулировать следующее определение образовательной услуги, учитывающее все ее составляющие: образовательная услуга — это экономическая и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками. образование духовный рынок

Источник: http://studwood.ru//pedagogika/ponyatie_obrazovatelnoy_uslugi

Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России

Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В статье рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Ключевые слова : вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных. О высоком уровне образовательной системы социалистического периода свидетельствует множество признаков, основными, из которых являются:

— высокая оценка наших специалистов за рубежом;

-выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований;

-мощное развитие таких наук как математика, физика и др.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы. Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.

В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:

· происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;

· строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело к дестабилизации источников финансирования системы образования;

· у вузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.

Все это привело к ряду проблем : необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки, как не соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствию навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.

Рынок- это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.

В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга — это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это — продукт, которым можно располагать для этих целей.[3,4,5,6]

Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга – это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначим сущность понятия «услуга» вообще.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [3]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

· Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.

· Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

· Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

· Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

· Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

· Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие — обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более — образовательных. Особенность последних — в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, «педагогика сотрудничества»).

· Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину — изменчивость «исходного материала» — обучающегося.

· Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости — естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно — в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. [4]

Особенность рынка образовательных услуг заключается также в значительном влиянии на него государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;

• лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

• информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара — образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткий промежуток времени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях сегодня оно даже превышает спрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.

М иро­ вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следст­ вием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространст­ во.

В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базой повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

1. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 734с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании», от 10.07.1992 N, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: — М.: Прогресс, 1990. – 736 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: — Интерпракс, 1995, 240с.

5. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. – 1992. № 6 – с. 43-49.

6. Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг : // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63

7. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006]

8. Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования.// Финансы и кредит. №27. 2007.с. 51

Источник: http://nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=1009

ВВЕДЕНИЕ

Тема текущего состояния и модернизации образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, «круглых столах», в блогах в сети Интернет и т.д.

Предметом исследования является рынок образовательных услуг. Объектом исследования является рынок образовательных услуг в России и за рубежом.

Целью выполнения курсовой работы является характеристика образовательной услуги как товара, процесс становления и развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом, раскрытие роли данного рынка для экономического развития. Рассмотрение системы высшего образования как разновидности рынка образовательных услуг.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— обозначить роль и значение образования в современных условиях;

— рассмотреть образование как вид экономической деятельности и отрасль экономики;

— охарактеризовать российский рынок образовательных услуг;

— выявить проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг;

— рассмотреть особенности высшего образования в разных странах;

— проанализировать процесс реализации приоритетного национального проекта «Образование».

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Роль и значение образования в современных условиях

Перманентный интерес к данной проблеме со стороны научного и образовательного сообществ, а также простых российских граждан вполне понятен и обусловлен, прежде всего, той исключительной ролью, которую образование играет в жизни современного социума, теми надеждами, которые с ним связывают в решении общечеловеческих проблем (различные природные катаклизмы и техногенные катастрофы, вызванные непродуманной деятельностью человека, терроризм, наркомания, оружие массового поражения, межрелигиозные столкновения и т.д.).

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.

В современных условиях роль образования как стратегического ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества.

В частности, эта идея прослеживается в подписанном в июле 2006 года участниками саммита «группы восьми» (G-8) в Санкт-Петербурге итоговом документе «Образование для инновационных обществ в XXI веке», в котором отмечено, что «образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способностей стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире» [1].

Наряду с указанными выше причинами, интерес к теме модернизации образования поддерживается теми системными мерами, которые российское государство в рамках выработки и реализации государственной политики в области образования в последнее время активно принимает для возрождения и дальнейшего развития данной сферы.

Причём предлагается и делается в этом направлении действительно немало. И не всё из того, что предлагается, находит адекватное понимание и поддержку, как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом.

Все значимые новации в сфере российского образования неразрывно связаны с инициативами и реальной поддержкой главы государства: именно так было и с приоритетным национальным проектом «Образование», и с его новыми, появившимися уже в ходе реализации, направлениями по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования, школьного питания, и недавней президентской инициативой «Наша новая школа».

В этой связи примечательно и даже в какой-то степени символично, что первым указом первого российского Президента был Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» [4], а одним из первых документов, подписанных действующим Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в день его инаугурации, 7 мая 2008 года, стал Указ «О федеральных университетах». [5]

Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем — это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. И именно её подчёркивает А.П. Огурцов, когда пишет: «В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования» [6]. Более того, «претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к этому вопросу» [7].

Таким образом, состояние дел в сфере российского образования в последнее время постоянно находится в фокусе пристального внимания высшего руководства страны, о чём регулярно говорится в ежегодных посланиях главы государства Федеральному Собранию, на заседаниях Госсовета, советов при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по науке, технологиям и образованию.

Различные аспекты модернизации отечественного образования постоянно поднимаются в палатах Федерального Собрания и на заседаниях Правительства Российской Федерации и сегодня уже нет такой серьёзной политической партии или чиновника высшего ранга, которые бы не говорили о необходимости и важности модернизации образования.

В своём недавнем послании Федеральному Собранию Д.А. Медведев прямо указал на необходимость возрождения российской образовательной системы и в дополнение к ранее озвученной им концепции четырёх «и» — институты, инвестиции, инфраструктура и инновации, развитие которых должно привести Россию к вхождению в 2020 году в пятёрку крупнейших мировых экономик, добавил пятую составляющую — интеллект [8], развитие которого также неразрывно связано с образованием.

Именно понимание того, что настоящий и будущий уровень развития экономики, когда основным ресурсом становится человеческий капитал, когда развитие каждого человека является и основной целью, определяющей индивидуальный успех, и необходимым условием прогресса всего современного общества, требует достижения совершенно нового, соответствующего современным реалиям качества образования, ещё в 2005 году инициировало появление приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).

Наряду с другими заявленными руководством российского государства направлениями инвестиций в человека, в повышение качества жизни россиян его реализация стала настоящим катализатором системных изменений и обеспечила реальный подъём в данной сфере, заложивший основу для дальнейшего продвижения по пути реформ и позволивший сформировать каркас современной модели российского образования, а также предпосылки к её внедрению.

С целью поддержать наметившиеся в ходе реализации ПНПО позитивные тенденции Министерством образования и науки Российской Федерации по результатам прошедшего 13 сентября 2007 года в г. Белгороде Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике была организована целенаправленная работа по формированию такой современной модели образования, которая бы задавала его облик на ближайшие десятилетия.

Результаты этой работы были представлены профессиональному сообществу для широкого обсуждения в рамках августовских педагогических совещаний работников образования [9]. А уже в конце сентября 2008 года Минобрнауки России направило в Правительство Российской Федерации проект подготовленной государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы», целью которой является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования. Данная модель должна обеспечить достижение озвученной в проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегической цели государственной политики в области образования до 2020 года — повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

В результате прошедших обсуждений отмечаются следующие основные отличия указанных документов от тех стратегических и проектных разработок, которые делались в прошлый период.

Во-первых, логика развития образования сориентирована на потребителей образовательных услуг, на граждан России. Предлагаемая программой структура сети образовательных учреждений проектируется так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Система строится так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, «взять» тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку. И всё это в дифференцированной сети школ, ступеней обучения, колледжей, федеральных и национальных исследовательских университетов при прямом стимулировании сектора дополнительного образования.

Во-вторых, в развитие и оценке качества образования, в формирование образовательных стандартов все активнее вовлекаются представители общественных организаций и российских предприятий-работодателей, что также в немалой степени было обусловлено механизмами реализации ПНПО. Логика общественного участия пронизывает все элементы представленного проекта образовательной программы.

И, наконец, в-третьих, началось заметное обновление управленческого корпуса системы образования. Полученный опыт проектирования позволит добиваться реальных, а не сформулированных лишь бы на бумаге изменений, гибко и быстро менять управленческие решения в зависимости от наличной ситуации, вовлекать практиков в обсуждение и реализацию общих замыслов.

В данном контексте для выработки максимально выверенных и обоснованных путей возможной модернизации сферы отечественного образования особую значимость приобретает чёткое понимание её современного состояния, природы происходящих в ней трансформационных процессов, их сути, причин и взаимосвязи с общемировыми тенденциями в данной сфере.

Выбранный страной курс инновационного развития, построения «экономики знаний», укрепления гражданственности и институтов гражданского общества нереален без дальнейшей модернизации отечественной системы образования, которая с точки зрения её адекватности сегодняшним и будущим потребностям общества, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, пока ещё не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, в том числе, доминирующему в современных условиях личностно-ориентированному, гуманистическому подходу к образованию.

Перечисленные обстоятельства являются мощным дополнительным стимулом для продолжения дальнейшей теоретической разработки данной темы, в том числе, в направлении поиска наиболее адекватных современным российским условиям путей и эффективных инструментов решения стоящих задач, повышает роль философского анализа и теоретического обоснования проводящихся в сфере отечественного образования модернизаций, в том числе разработки адекватных объективным социальным процессам приоритетных концепций, задающих дальнейшее направление реформ. От степени проработанности данных вопросов, их понятности и поддержки в обществе будет зависеть научный мировоззренческий уровень формируемой государством образовательной политики, стратегии и тактики развития образования, а, в конечном счёте, и тот результат, на который мы рассчитываем.

И даже разразившийся мировой финансовый кризис, со всеми его негативными проявлениями, такими, как спад производства, сворачивание многих научных и социальных программ и, как следствие, сокращение количества рабочих мест, не способен серьёзно повлиять на указанные выше роль и значение образования, а скорее наоборот будет способствовать дальнейшему повышению его статуса. Это связано с тем, что образование самым непосредственным образом связано с созданием условий, направленных на устранение причин, побудивших данный кризис, и преодолением вызванных им негативных последствий. Именно в таких условиях повышения востребовательности образовательных услуг, связанных с переподготовкой специалистов, потерявших работу или желающих открыть собственное дело в сфере малого бизнеса, наиболее рельефно должна раскрыться эффективность принципа «образование в течение всей жизни», а также способность людей идти на смену своей профессиональной деятельности.

В связи с неминуемыми сопровождающими экономический спад трудностями в трудоустройстве, прежде всего выпускников вузов, возможность продолжить обучение в магистратуре, поступление в интернатуру, ординатуру и аспирантуру способны смягчить растущую в обществе социальную напряжённость.

В рамках ПНПО довольно успешно развивалось направление по подготовке кадров, специалистов в учреждениях начального и среднего профобразования. И сегодня порядка 250 учреждений стали теми ресурсными центрами, на базе которых будет проводиться переподготовка или опережающая подготовка сотрудников, оставшихся без работы.

Источник: http://studbooks.net//ekonomika/rynok_obrazovatelnyh_uslug_rossii

Образовательные услуги в России

Содержание образования – основа образовательной системы в условиях переходного периода в развитии общества, объект реформирования и обновления. Появление и развитие рынка образовательных услуг. Удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание образования — это основа образовательной системы, в условиях переходного периода в развитии общества, является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые ставит общество перед собой. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко-специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы и учителям места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию в образовательной сфере.

Образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В законе РФ «об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1. Дошкольное образование, которое, как и в Германии дает детям элементарные знания, но все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2. Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет. В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — с 1 по 11 классы.

3. Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4. Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии или лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в любой ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего, любое профессиональное учреждение. Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже — доктора наук.

Понятие образовательной услуги

Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с появлением и развитием рынка образовательных услуг. Становление рынка образовательных услуг является сложным процессом. Осознание образования, как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе, финансовых отношений между субъектами рынка образовательных услуг. Образование становится сферой образовательных услуг, а гражданин-налогоплательщик получает права заказчика и требует повышения качества предоставляемых услуг, учитывающих запросы обучающихся и их родителей.

В настоящее время школы конкурируют между собой в борьбе за ученика, поскольку выбор родителей направлен на школы, которые способны обеспечить условия обучения, соответствующие новым образовательным стандартам, и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги. Решение этой задачи в сложившихся условиях возможно лишь в рамках рыночной стратегии развития, когда образовательное учреждение ориентировано на работу с обучающимися и их родителями как клиентами.

Прежде чем перейти к понятию «образовательные услуги», разберем два определения в него входящие как «образование» и «услуга».

Под «образованием», как определенной социально-экономической категорией может пониматься следующее:

1. Образование — совокупность знаний, умений, навыков, которыми обладает индивид.

В этом смысле образование является основой и инструментом для получения определенной экономической выгоды в виде личных доходов для индивидуума, обладателя этой совокупности знаний, умений и навыков; прибыли для работодателя, использующего указанные знания, умения и навыки работника в производстве или иной хозяйственной деятельности.

Также в этом смысле образование имеет и огромное социальное значение, обеспечивая индивиду, определенный уровень жизни и определенное место в социуме; а обществу в целом обеспечивая дальнейшее развитие не только в экономической, но и социальной, культурной, научной и даже политической сфере.

2. Образование — особая сфера деятельности, в ходе которой человека обучают, тренируют, прививают навыки, то есть формируют у него указанную выше совокупность знаний, умений и навыков.

Наконец, образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков, то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг и организуется процесс торговли. Другими словами это рынок образовательных услуг.

Теперь перейдем к определению услуги. В содержание понятия «услуга» часто вкладывается разный смысл: в широком смысле — это практически любая полезная деятельность, в узком смысле — это предмет договора возмездного оказания услуг.

Услуга — любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. При приобретении товара покупателю не интересен процесс труда, который уже в прошлом, важно рассмотреть товар, примерить, попробовать и на основе своих ощущений сделать выбор. А вот при приобретении услуги покупатель еще не знает, что в действительности получит, так как в момент покупки продукт труда еще не существует. В связи с этим можно сделать выводы об особенностях услуг, которые необходимо учитывать продавцу:

1. Услуги неосязаемы в момент покупки. Покупателю приходится верить продавцу лишь на слово, который продает ему только обещание сделать нечто, имеющее ценность для него. Понятно, что в этом случае продажа осложняется. Для того чтобы покупатель поверил, продавцу нужно придумать, как сделать услугу более осязаемой. Например, показать возможные результаты, полученные при осуществлении аналогичных услуг раньше, или дать адреса заказчиков услуг для того, чтобы потенциальный покупатель мог бы с ними связаться, посмотреть, что получили эти заказчики в результате выполнения услуг, спросить об их мнении. То есть, нужно проявить внимание и терпение к потенциальному покупателю, а также творческий подход.

2. Непостоянство качества. Качество услуг может изменяться в широких пределах в зависимости от многих факторов. Например, на качество медицинских услуг может повлиять: состояние здоровья и расположение духа врача, характер посетителя, число посетителей, ожидающих приема врача, и т.д. Поэтому продавец услуги должен предпринять особые меры, обеспечивающие гарантию качества услуги. Эти меры могут быть внешними, направленными на клиента, когда ему, так или иначе, гарантируется качество предоставляемой услуги, и внутренними, когда с помощью системы внутренних экономических и организационных мероприятий сотрудники фирмы, предоставляющие услуги, становятся заинтересованными в высоком качестве предоставляемых услуг.

3. Привязка ко времени. Услугу очень часто невозможно перенести на другое время, что создает проблемы для организаций, предоставляющих услуги. Например, обеспечение транспортом в час пик требует большего количества транспортных средств, чем в течение дня. Предоставление туристических услуг в летний период требует большего числа сотрудников туристических агентств, чем зимой, и т.д. В подобных случаях организации, предоставляющие услуги, должны прибегать к таким мероприятиям, как привлечение сотрудников на временную работу, дифференцирование цен в зависимости от времени предоставления услуг, организацию приема предварительных заказов и другое.

4. Привязка к человеку, предоставляющему услугу. Например, в то время как к одному парикмахеру приходит большое количество людей в день, к другому идет весьма меньшее число клиентов. Здесь нужно разобраться в причинах такого явления, и, возможно, повысить имидж другого парикмахера, предложить ему повысить квалификацию, улучшить отношение к клиентам, дифференцировать цену услуг в зависимости от того, кто ее предоставляет, организовать систему записи на прием и тому подобное.

5. Возможность приспособления услуги к запросам конкретного клиента. Эта особенность услуги очень важна, т.к. выгодно отличает услугу от товара. Когда потребитель покупает товар, он имеет дело с готовым продуктом, который, за редким исключением, изменить нельзя. Когда потребитель покупает услугу, то весь процесс ее производства еще впереди и можно на него повлиять таким образом, чтобы приспособить услугу к индивидуальным запросам клиента. Это важное преимущество услуги необходимо всегда использовать для получения конкурентного преимущества, учитывая при этом, что будущее маркетинга не в массовости, а в индивидуализации. Здесь необходимо понять, что хочет конкретный клиент. Часто это бывает не просто. Поэтому в процессе производства услуги необходимо наладить хорошее взаимодействие с клиентом, показывать ему промежуточные результаты и учитывать его мнение.

Рассмотрев такие понятия как «образование» и «услуга», можно перейти к самому определению — «образовательные услуги».

Образовательные услуги относятся к категории нематериальных услуг. Их результатом может быть как приобретение клиентом (воспитанником) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере или повышение имеющегося потенциала, так и преобразование личности, ее развитие. Эти услуги и адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе, что создает дополнительные возможности для повышения эффективности процесса оказания услуг, а также позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе.

Образовательные услуги — это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности.

Некоторые считают, что образовательная услуга — это процесс передачи определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций утвержденного в образовательной программе. Ш.З. Валиев определяет образовательную услугу как «целенаправленный, организованный учебным заведением творческий процесс передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций в рамках отдельной образовательной программы потребителю, преобразующий самого потребителя».

Подытожив вышесказанное, можно сформулировать следующее определение образовательной услуги, учитывающее все ее составляющие: образовательная услуга — это экономическая и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками. образование духовный рынок

Проблемы развития образования

Образование в России сегодня представляет собой систему последовательных уровней. На каждом из этих последовательных уровней работают государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения различных видов и типов.

Образовательные учреждения в нашей стране могут быть платными и бесплатными, а также коммерческими и некоммерческими. Так же они могут заключать между собой соглашения, группироваться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения. Образование возможно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме домашнего образования, а также экстерната.

Говоря, о проблемах образования, нужно учитывать экономическое положение в стране, вследствие этого проблемы развития образования сводятся к трем:

1. Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального образования;

2. Плохое материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и всего образовательного процесса;

3. Невысокая заработная плата преподавателей.

Проблемы развития образования также связаны с качеством образования. Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

Поэтому стало понижаться качество образования по основным уровням:

1. Общее среднее — это устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

2. Начальное среднее профессиональное — это разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

3. Высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей, семинары.

Перспективы развития образования

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом и характеризуется следующими показателями:

· Общее число учебных заведений — 78 тыс.;

· Общая численность учащихся и студентовтыс. человек;

· Общий выпуск учащихся и студентов ежегоднотыс. человек;

· Общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав)тыс. человек;

Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию. Вторая «культурная площадка» образования — формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура).

Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:

Первое — ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.

Второе — социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.

Третье — содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного.

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идет работать продавцом мороженого. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Образование — разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствует капиталовложению. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине 20в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике и технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию.Список использованной литературы

1. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Ходарев А.С., Эланский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. — Москва — Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2008. — 528с. (Серия «Экономика и управление»).

2. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. — СПб.: 2003. — 96с.

Источник: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/_0.html